Все великое создавалось в результате пересмотра старого. Когда Шекспир писал «Отелло», он сознательно нарушал правило единства места, времени и действия. Импрессионизм был реакцией на стремление академической живописи передать «реальность». Теория вероятности и квантовая физика заставили мир науки пересмотреть понятия истинности законов природы.
Мы привыкли ориентироваться на правила грамматики, которые лежат в основе языка. Но когда мы заявляем, что в языке существует правило, мы игнорируем множество исключений. Льюис задается вопросом: Так ли полезны «правила», если они не отражают всей полноты языка? Удобнее, конечно, сделать вид, что исключений нет или что они не важны. И это относится не только к грамматике.
Льюис снова призывает принять тот факт, что мы находимся в постоянном поиске равновесия, потому что определенность – это иллюзия. Полезно ли сравнивать себя и иностранный язык с несуществующим идеалом? Хью Деллар и Эндрю Уолкли написали на эту тему целую серию публикаций под названием "Grammar nonsense", там они разбирают несоответствия между правилами и реальностью. Сам Льюис считает, что главное мерило языка — успешность коммуникации.
Как вы относитесь к преподаванию грамматики и как ваши ученики реагируют на грамматику?
Следующая глава — о самых полезных словах в английском языке.