Блог

Reading "The Lexical Approach" Day 14

"The Lexical Approach", глава 12 – какие материалы использовать на уроке.

⭐ Словарь. Майкл Льюис всю книгу поет дифирамбы словарю Cobuild (ныне Collins), потому что именно там начали использовать материалы корпусов, давать определения человеческим языком и давать удачные примеры употребления в контексте. Сейчас одним из лучших словарей считается Longman. А какими словарями пользуетесь вы?

⭐ Учебник. Иногда считается, что учитель достиг профессиональных вершин, когда разработал «авторский курс» и использует только вручную собранные аутентичные материалы. У некоторых это получается, и получается даже хорошо. Однако если у учителя 20 уроков в неделю, вряд ли получится придумать планы уроков с нуля и при этом провести связь с предыдущими уроками и обеспечить recycling. Учебник, дает структуру и последовательность, а также помогает равномерно распределить внимание между навыками и темами.

⭐ Тексты. Письменные, устные, длинные, короткие, простые и сложные. И желательно один и тот же текст использовать несколько раз для разных целей. Потому что в отличие от учебника, где ты прошел текст на 56 странице и забыл про него, в жизни мы читаем какую-то статью, а потом через некоторое время к ней возвращаемся, чтобы найти нужную цитату. И вообще Льюис считает, что у учителя должно войти в привычку замечать, что из прочитанного, услышанного или увиденного, может быть полезно для учеников. Чтобы кратко, емко и с каким-нибудь полезным заданием.

⭐ Упражнения. Льюис пишет, что в идеале большинство упражнений должны быть нацелены на решение НЕЯЗЫКОВОЙ задачи: создать плакат, провести сравнительный анализ и сделать правильный выбор, победить в игре, найти решение проблемы… Потому что в жизни язык – это средство, а не цель. Вы поняли, на какой подход это похоже. :) Это к тому, что они не противопоставляются друг другу, а вполне могут друг друга дополнять.

А вообще все, что мы используем на уроках, должно учить учеников учиться. Чтобы осваивать язык, ученикам полезно развивать чувство языка, замечать полезные словосочетания (chunks, collocations), уметь остановиться и подумать, иметь смелость попробовать сказать то, что не произносил раньше. И это лучше всего усваивается через личный пример учителя.

Следующий пост — заключительная глава книги о лексическом подходе, в которой Майкл Льюис рассуждает об обучении учителей.